Новеллы законодательства Продажа лизингового автомобиля через призму постановления Совета Министров Республики Беларусь №465 от 15.07.2022 «Об особенностях оценки отдельных хозяйственных операций»

С 01 января 2019 года в Налоговый кодекс Республики Беларусь внесены изменения, в том числе дополнена ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь пунктом 4, который предусматривает, что «налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) по результатам проверки подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

— установление искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов);

— основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). Особенности отнесения действий или событий к хозяйственным операциям, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора), устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь;

— отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).»

 

С 2019 года активно формируется практика применения п. 4 ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь,  как контролирующими органами так и судами.

В мае 2019 года Верховный Суд Республики Беларусь опубликовал разъяснение от 03.05.2019 «Об отдельных вопросах применения пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь» (далее — Разъяснение). В Разъяснениях Верховным Судом Республики Беларусь сформулированы признаки, которые могут свидетельствовать о нарушении в данной части налогового законодательства той или иной бизнес-моделью конкретного плательщика.

При этом нормы Налогового кодекса Республики Беларусь не ограничивают право плательщиков проводить свои хозяйственные операции так, чтобы налоговые последствия были минимальными. Верховный Суд Республики Беларусь указал, что в избранном плательщиком варианте сделки (операции) не должен присутствовать признак искусственности, лишенной хозяйственного и экономического смысла.

Основной проблемой, с которой столкнулись субъекты хозяйствования Республики Беларусь является то, что в законодательстве отсутствуют точные виды хозяйственных операций, которые не может совершать налогоплательщик. При этом речь идет не о каких-либо незаконных или запрещенных хозяйственных операциях, а об обычных стандартных сделках и хозяйственных операциях, которые разрешены законодательством Республики Беларусь.

Законом Республики Беларусь от 31.12.2021 N 141-З были внесены изменения в подпункт 2 пункта 4 ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь, согласно которым подпункт 2 пункта 4 ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь изложен в следующей редакции:

«основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). Особенности отнесения действий или событий к хозяйственным операциям, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора), устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь».

Также согласно ст. 8 Закона Республики Беларусь от 31.12.2021 N 141-З Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок поручается:

установить особенности отнесения действий или событий к хозяйственным операциям, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора).

 

Представители бизнеса с надеждой ожидали данного разъяснения, полагая, что конкретно, в деталях, будут предусмотрены варианты хозяйственных операций, которые:

— признаются нарушением  действующего законодательства;

— однозначно не могут быть признаны нарушением действующего законодательства.

Более того, представители бизнеса, юридического сообщества направляли в Совет Министров Республики Беларусь свои предложения по ожидаемому постановлению.

В результате принято постановление Совета Министров Республики Беларусь  №465 от 15.07.2022 «Об особенностях оценки отдельных хозяйственных операций». Данное постановление «охладило»  надежды представителей бизнеса, фактически закрепив сложившуюся практику контролирующих органов по отнесению отдельных хозопераций к операциям, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора), с  применением норм п. 4 ст. 33 НК.

Нормы, закрепленные в постановлении N 465, позволяют сделать вывод, что контролирующий орган в ходе проверки, оценивая хозоперацию, может усмотреть налоговую оптимизацию как незаконную, если целью экономической деятельности плательщика являлось получение экономической выгоды в виде неуплаты (неполной уплаты), зачета, возврата сумм налогов (сборов) в результате совершения хозопераций, не обусловленных разумными экономическими или иными причинами, без намерения получить экономический эффект от осуществления реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (подп. 1.2 постановления N 465).

Так, основаниями для отнесения действий или событий к хозоперациям, не обусловленным разумными экономическими или иными причинами, в отсутствие намерения получить экономический эффект от осуществления реальной предпринимательской или иной экономической деятельности могут являться, например (ч. 1 п. 2 постановления N 465):

— указание недостоверных сведений в первичных учетных документах при реализации товаров на внутреннем рынке по ставке НДС в размере 10% по ценам ниже их себестоимости (цены приобретения), что повлекло за собой превышение вычетов по НДС над общей суммой исчисленного НДС по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее — объекты), и вычет сумм НДС в полном объеме независимо от сумм исчисленного НДС по реализации объектов;

— реализация товаров (работ, услуг) с применением ставки НДС в размере 0% или 10% для получения права на зачет и (или) возврат разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС по реализации в полном объеме в сумме, многократно превышающей оборот по реализации объектов;

— создание условий, формально удовлетворяющих требованиям законодательства, для пролонгирования предельного срока использования налоговых льгот, в том числе пониженных ставок и преференций;

— заключение гражданско-правовых договоров с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве ИП, которые фактически выполняют функции, предусмотренные трудовыми договорами (подмена трудовых отношений гражданско-правовыми);

— реализация основных средств, товарно-материальных ценностей юридическим, физическим лицам, ИП по стоимости, значительно заниженной по отношению к рыночной, с дальнейшей продажей указанными лицами этого имущества по рыночной (близкой к рыночной) стоимости;

— намеренная государственная регистрация нескольких юридических лиц, ИП либо намеренное разделение деятельности между юридическими лицами, ИП, имеющими право на применение особых режимов налогообложения, налоговых льгот. При оценке данных действий в ходе проверки в совокупности подлежит изучению деятельность таких участников, в том числе по вопросам: их прямой или косвенной взаимозависимости (аффилированности); наличия у них трудовых, финансовых, материальных и иных ресурсов, достаточных для осуществления реальной предпринимательской (экономической) деятельности в своих интересах и на свой риск; принятия управленческих решений; налоговой нагрузки; осуществления связанных между собой направлений (видов) деятельности и др. (ч. 2 п. 2 постановления N 465).

При этом, обращаю внимание, что перечень оснований для отнесения действий или событий к хозоперациям, не обусловленным разумными экономическими или иными причинами, не является закрытым, поскольку имеется формулировка (абз. 8 ч. 1 п. 2 постановления N 465): «иные действия (события), основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора)».

Согласно подп. 1.1 постановления N 465 правовая оценка таких действий и событий контролирующим органом осуществляется в каждом конкретном случае и только на основании собранных доказательств, фактических сведений об объектах налогообложения и (или) фактических обстоятельств совершения хозопераций.

В начале 2022 года налоговые службы Республики Беларусь начали активно проводить камеральные проверки на предмет отчуждения автомобилей по заниженной стоимости. Выбор субъектов хозяйствования, подлежащих проверке, проводится путем анализа электронных счет-фактур по уплате НДС.  При этом налоговые инспекции обращают внимание на реализацию транспортных средств по незначительной стоимости. В ходе камеральной проверки запрашиваются документы о приобретении автомобиля, его оценке, имевших место ДТП и его реализации, берутся объяснения у руководителей, продавших авто, а также у покупателей. Возможны также иные мероприятия со стороны налоговых инспекций по выяснению фактических обстоятельств совершения хозопераций.

Как правило, по относительно незначительной стоимости продаются автомобили, находившиеся в лизинге, и, соответственно, остаточная стоимость такого автомобиля близка либо равна нулю. Не исключаются случаи реализации таких автомобилей учредителям, руководителям, иным работникам субъекта хозяйствования или их близким родственникам.

 

Абзацем 6 пункт2 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь  №465 от 15.07.2022 «Об особенностях оценки отдельных хозяйственных операций» предусмотрено следующее

«Для целей настоящего постановления основаниями для отнесения действий или событий к хозяйственным операциям, не обусловленным разумными экономическими или иными причинами, в отсутствие намерения получить экономический эффект от осуществления реальной предпринимательской или иной экономической деятельности могут являться:

реализация основных средств, товарно-материальных ценностей юридическим и (или) физическим лицам, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, по стоимости, значительно заниженной по отношению к рыночной стоимости, с дальнейшей продажей указанными субъектами (лицами) этих основных средств, товарно-материальных ценностей по рыночной (близкой к рыночной) стоимости».

Исходя из данного пункта можно сделать однозначный вывод о следующем:

— реализация транспортных средств по цене, отличающейся от рыночной, но при отсутствии последующей реализации транспортного средства (то есть покупатель продолжает владеть и пользоваться автомобилем) не является основанием для доначисления налогов;

— последующая продажа автомобиля по цене, близкой к цене реализации субъекта хозяйствования также не является основанием для доначисления налогов;

— данные положения также распространяются на фактические обстоятельства, когда автомобили проданы учредителям, руководителям, иным работникам субъекта хозяйствования или их близким родственникам.

В данной части постановление Совета Министров Республики Беларусь  №465 от 15.07.2022 «Об особенностях оценки отдельных хозяйственных операций» смягчает для субъектов хозяйствования возможные последствия от продажи лизинговых автомобилей по незначительной стоимости.

Но необходимо понимать, что:

— постановление  не распространяет свое действие на проверки, в том числе камеральные, проведенные до вступления в силу настоящего постановления, а также дополнительные проверки по отношению к проверкам, проведенным до указанной даты (п. 3 постановления N 465);

— в случае установления признака искусственности совершенной сделки, лишенной хозяйственного и экономического смысла, либо получения дополнительного вознаграждения при совершении сделки могут наступить негативные последствия для субъекта хозяйствования.

Совершили ли Вы аналогичную сделку или только планируете совершить я всегда рекомендую проконсультироваться с юристом, специализирующемся в данной области права.

 

Статья подготовлена

Адвокатом юридической консультации «Линия права»

Тарасюком Михаилом Михайловичем

www.advocate1.by

Контакты
Контакты
224005, Республика Беларусь
Юридическая консультация «Линия права» Брестской Областной Коллегии Адвокатов
ул. Советская, 46, каб 20, 1 этаж г. Брест

224005 Republic of Belarus,
Legal Advice Office «Liniya prava» of the Brest Regional Bar Association
46, Sovetskaya str., office 20, 1th fl., Brest

Время работы: с 9.00 до 18.00 обед 13.00-14.00
Суббота, воскресенье – выходной. 
Электронная почта: TarasiukMM@yandex.by

Обратная связь
Карта
Футер ru
© 2022 | Все права защищены. Карта сайта
Разработка
продающего
сайта extrit.by