Простого обывателя наверняка удивит наличие в действующем гражданском законодательстве совершенно непривычного на первый взгляд для понимания института «Ответственности без вины». Действительно, как можно нести ответственность не будучи виновным?… Тем не менее, такой институт реально существует и не только в качестве теоретической идеи – а как рабочий и действенный механизм правоприменительной индустрии.
Статьёй 933 Гражданского кодекса определены общие основания ответственности за причинение вреда. Согласно требованиям Закона – вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.
Из общего правила, содержащегося в приведённой выше норме, законодатель делает два исключения:
Возложение обязанности по возмещению вреда на лицо, не являющееся виновным в его причинении – и есть тот самый институт «Ответственности без вины».
Когда же и при каких обстоятельствах может наступить та самая «ответственность без вины»? Рассмотрим конкретные варианты той самой ответственности, наиболее часто встречающиеся на практике.
Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причинённый источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности либо на ином законном основании, в том числе на праве аренды. (п. 1 ст. 948 ГК Республики Беларусь).
В случае причинения вреда в результате дорожно-транспортного происшествия источником повышенной опасности, т.е. транспортным средством, – лицом, ответственным за его причинение, будет являться владелец того самого источника повышенной опасности.
Однако на практике имеют место быть нередкие случаи, когда источником повышенной опасности в момент совершения ДТП, управляет не сам владелец, а иное лицо, с согласия того самого владельца. При таких обстоятельствах, в силу требований п. 1 ст. 948 ГК, в случае причинения вреда иным участникам дорожного движения (к примеру), независимо от вины (т.е. даже при её отсутствии) лицом, обязанным возместить вред, будет никто иной как владелец источника повышенной опасности – транспортного средства.
Зачастую, граждане сами ставят себя в рисковое положение, когда на свой страх и риск осуществляют продажу своего автомобиля в так называемой «упрощённой» форме, т.е. «продажу без оформления» принадлежащих им на праве собственности транспортных средств. Такой формализм при заключении сделки и помогает приобретателю автомобиля по данной «упрощённой» форме или схеме, попавшему на нём в ДТП, избежать ответственности за причинённый ущерб. А ущерб этот будет возмещать никто иной как продавец данного транспортного средства, не смотря на то, что факт той самой продажи признаётся всеми участниками судебного разбирательства и подтверждается иными доказательствами, в том числе распиской.
Сложившаяся практика связана с тем, что в 2007 году были внесены изменения в законодательство в сфере отчуждению транспортных средств.
Согласно Указа Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 N 504 «О некоторых мерах по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств» (далее – Указ № 504) – на территории Республики Беларусь сделки по отчуждению механических транспортных средств, прицепов к ним или самоходных машин, подлежащих государственной регистрации и государственному учёту в соответствии с законодательством, заключаемые между физическими лицами, а также сделки по отчуждению физическими лицами таких механических транспортных средств, прицепов к ним или самоходных машин юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям должны совершаться в простой письменной форме путём составления договоров с учётом требований настоящего Указа.
Договоры купли-продажи, мены, дарения механических транспортных средств, прицепов к ним, самоходных машин (далее – договоры), составляются в трёх экземплярах, вступают в силу со дня их регистрации в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, с проставлением отметки о проведённой регистрации на каждом экземпляре.
Физические лица, индивидуальные предприниматели или юридические лица, которые приобрели механические транспортные средства, прицепы к ним или самоходные машины на основании договора, обязаны поставить их на государственный учёт не позднее десяти дней с даты регистрации договора в регистрационном подразделении или в инспекции гостехнадзора. Последующее отчуждение механических транспортных средств, прицепов к ним или самоходных машин физическими лицами, индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих торговлю механическими транспортными средствами, прицепами к ним или самоходными машинами, без их постановки на государственный учёт, не допускается.
Таким образом, Указ № 504 упорядочил различные подходы и толкования понятия «собственника транспортного средства». В силу его положений таковым признаётся лицо, в отношении которого право собственности на транспортное средство зарегистрировано в регистрационном подразделении или в инспекции гостехнадзора, и именно данное лицо будет обязано возмещать вред, причинённый данным транспортным средством.
Расширительного толкования данного понятия не допускается, так как вред причиняется источником повышенной опасности, в связи с чем нельзя безответственно и легкомысленно относиться к процессу реализации транспортных средств, необходимо чётко и неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства, заключая договора отчуждения только в требуемой форме и с обязательной их регистрацией в ГАИ или инспекциях гостехнадзора. Это поможет избежать в будущем тяжкого бремени той самой ответственности без вины, о которой и ведётся речь в данной публикации.
Исключение из правила, которое описано выше, может иметь место тогда, когда автомобиль был продан без соответствующего оформления и регистрации договора в ГАИ до 2007 года, т.е. до подписания Указа № 504.
В соответствии с законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» 10 января 2000 г. N 361-З – нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет своё действие на отношения, возникшие до его вступления в силу. Следовательно, данная норма вышеуказанных сделок не применима к сделкам, совершенным до 2007 года.
Примером этого может служить реальный случай из практики, когда автомобиль, проданный до 2007 года, попал в ДТП, и страховая компания подала иск не только к водителю автомобиля, совершившему ДТП, но и к лицу, которое в соответствующем подразделении ГАИ значилось собственником данного автомобиля, однако де-факто утратило право собственности на него задолго до 2007 года. В судебное заседание были представлены доказательства отчуждения данного автомобиля задолго до 2007 года, был установлен реальный владелец автомобиля на момент ДТП, который был привлечён к участию в деле в качестве соответчика. В последующем именно данное лицо было признано лицом, обязанным возместить причинённый в результате ДТП вред, а в иске страховой компании к лицу, на котором данный автомобиль был зарегистрирован, было отказано.
Продолжение темы в следующих публикациях.
Подготовил:
Адвокат Адвокатского Бюро «Тарасюк, Игнатюк и партнёры»
Игнатюк Дмитрий Александрович