Согласно ч. 1 п. 76 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 от 16 октября 2009 г. (далее – Положение) контролирующий (надзорный) орган при установлении в ходе проверки фактов причинения вреда, необоснованных списаний денежных средств и товарно-материальных ценностей в размере более 1000 базовых величин, установленных на момент причинения вреда, совершения финансово-хозяйственной операции, а при длящемся правонарушении — на момент его окончания (составления акта проверки), а также при установлении иных фактов, указывающих на признаки преступления, передает материалы проверки в органы уголовного преследования в 10-дневный срок со дня вынесения решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений, а при отсутствии оснований для его (их) вынесения — в 10-дневный срок со дня вручения (направления) акта проверки проверяемому субъекту или его представителю либо со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по возражениям (в случае подачи возражений).
В соответствии со ст. 170 УПК Республики Беларусь сообщение должностных лиц государственных органов, а также иных организаций о преступлении должно быть сделано в письменной форме. К нему могут прилагаться документы и иные материалы, подтверждающие достоверность сообщения о преступлении.
Таким образом, материалы проверки субъектов хозяйствования, при условии выявления нарушений налогового законодательства Республики Беларусь и причинения ущерба в значительном размере, переданные контрольно-надзорным органом в орган ведущий уголовный процесс, могут служить основанием для возбуждения уголовного дела, в отношении руководителей проверяемых субъектов хозяйствования.
При этом, возбуждение уголовных дел происходит в период обжалования (в том числе в судебном порядке) результатов проверки в рамках Положения, т.е. в тот период, когда, результаты проверки могут быть отменены и действия проверяемого субъекта хозяйствования будут признаны законными.
Согласно п.71 Положения при наличии возражений по акту (справке) проверки проверяемый субъект или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде возражения по его (ее) содержанию в контролирующий (надзорный) орган.
Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим (руководителем проверки) и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись. При необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений может быть назначена дополнительная проверка в отношении проверяемого субъекта. Такая проверка проводится тем контролирующим (надзорным) органом, который первоначально проводил проверку. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.
В соответствии с ч.1 п. 73 Положения на основании акта, составленного по результатам проведения проверки, в течение 30 рабочих дней со дня его вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю, а в случае подачи возражений — со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по этим возражениям должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, уполномоченным в соответствии с его компетенцией рассматривать материалы проверки, при наличии оснований выносится решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки. По решению руководителя государственного органа или его уполномоченного заместителя указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней. В указанные сроки не включается время нахождения материалов проверки в органах уголовного преследования и судах.
Согласно п. 76 Положения контролирующий (надзорный) орган при установлении в ходе проверки фактов причинения вреда, необоснованных списаний денежных средств и товарно-материальных ценностей в размере более 1000 базовых величин, установленных на момент причинения вреда, совершения финансово-хозяйственной операции, а при длящемся правонарушении — на момент его окончания (составления акта проверки), а также при установлении иных фактов, указывающих на признаки преступления, передает материалы проверки в органы уголовного преследования в 10-дневный срок со дня вынесения решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений, а при отсутствии оснований для его (их) вынесения — в 10-дневный срок со дня вручения (направления) акта проверки проверяемому субъекту или его представителю либо со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по возражениям (в случае подачи возражений).
В случае обжалования (опротестования) решения по акту проверки, и (или) требования (предписания) об устранении нарушений, и (или) постановления о наложении административного взыскания контролирующий (надзорный) орган уведомляет об этом органы уголовного преследования в течение трех рабочих дней со дня получения им соответствующей информации, а решения, принятые по результатам рассмотрения жалоб (протестов), направляются контролирующим (надзорным) органом, проводившим проверку, в органы уголовного преследования в течение 10 рабочих дней со дня их принятия.
По мотивированному запросу органа уголовного преследования контролирующий (надзорный) орган обязан в 5-дневный срок со дня поступления запроса представить копии имеющихся у него дополнительных материалов, необходимых для принятия органом уголовного преследования решения в соответствии с законодательством.
Органы уголовного преследования при получении материалов проверки регистрируют и рассматривают их, принимают решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. О принятом решении (о возбуждении уголовного дела и результатах его рассмотрения, об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении производства по уголовному делу, передаче уголовного дела прокурору для направления в суд) в 10-дневный срок со дня его вынесения в контролирующий (надзорный) орган направляется соответствующая информация.
Исходя из вышеуказанного, уголовное дело может быть возбуждено уже после принятия решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений, вместе с тем, законодательство Республики Беларусь предусматривает возможность дальнейшего гражданско-правового обжалования результатов проверки.
Согласно п. 78 Положения каждое лицо имеет право обжаловать решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) их должностных лиц, если такое лицо полагает, что эти решения, требования (предписания) или действия (бездействие) нарушают его права и (или) законные интересы.
Вынесенные по результатам проверки решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих могут быть обжалованы в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, и (или) в суд, если иной порядок обжалования, иной срок не установлены пунктом 23-1 Указа, утверждающего настоящее Положение, и иными законодательными актами.
Подача жалобы в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд. Обжалование решения контролирующего (надзорного) органа по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действий (бездействия) проверяющих в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством. При этом жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих может быть подана в экономический суд в течение года со дня их вынесения.
Таким образом, возбуждение уголовного дела и предоставление возможности органу ведущему уголовный процесс принятие к проверяемому субъекту хозяйствования каких-либо мер, предусмотренных УПК Республики Беларусь, может привести к существенным ущемлениям прав граждан и финансовым потерям субъекта проверки.
С учетом вышеизложенного, полагаем необходимым внести следующие изменения и дополнения в действующее законодательство Республики Беларусь, а именно:
«Контролирующий (надзорный) орган при установлении в ходе проверки фактов причинения вреда, необоснованных списаний денежных средств и товарно-материальных ценностей в размере более 1000 базовых величин, установленных на момент причинения вреда, совершения финансово-хозяйственной операции, а при длящемся правонарушении — на момент его окончания (составления акта проверки), а также при установлении иных фактов, указывающих на признаки преступления, передает материалы проверки в органы уголовного преследования в 10-дневный срок со дня истечения сроков указанных в главе 9 настоящего Положения, а в случае обжалования решений контролирующих (надзорных) органов, требований (предписаний) об устранении нарушений – 10-дневный срок с момента принятия вышестоящим контролирующим (надзорным) органом или вышестоящим должностным лицом решения по жалобе и (или) вступления в законную силу судебного постановления, в случае обжалования решений контролирующих (надзорных) органов, требований (предписаний) об устранении нарушений в суд».
Полагаем, предлагаемые изменения являются справедливыми и позволят субъектам хозяйствования планировать свою хозяйственную деятельность.
Статья подготовлена
Адвокатами Юридической консультации «Линия права»
Тарасюком Михаилом +375-29-69934176
Альховиком Виталием +375-44-7910533
www.advocate1.by